Патентная система налогообложения для предпринимателей

На сессии областного Собрания 13 ноября 2019 года внесены изменения в областной закон о применении индивидуальными предпринимателями на территории области патентной системы налогообложения. Областной закон принят в двух чтениях.

Закон подготовлен правовым департаментом администрации губернатора и правительства области совместно с областным министерством финансов и внесен губернатором области.

Данные изменения призваны сделать применение патентной системы налогообложения более доступной и справедливой для индивидуальных предпринимателей.

В значительной степени изменения обусловлены принятыми в конце сентября текущего года изменениями в Налоговый кодекс России. Это Федеральный закон от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ.

Изменения касаются введения новых требований к установлению размера потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода.

Изменения в Налоговый кодекс России развивают выводы, изложенные Конституционным Судом России в постановлении от 6 июня 2019 года № 22-П. В нем рассматривались положения закона Мурманской области о патентной системе налогообложения.

Конституционный Суд признал статью 1 Закона Мурманской области «О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области» и положения таблицы № 5 приложения к нему не соответствующими
статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Данными положениями Закона Мурманской области «О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области» установлен размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности «Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности» в зависимости от количества обособленных объектов (площадей). При этом такой подход с учетом норм Налогового кодекса Российской Федерации был реализован в большинстве субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд в Постановлении № 22-П, признавая статью 1 Закона Мурманской области «О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области» и положения таблицы № 5 приложения к нему
не соответствующими Конституции Российской Федерации, пришел к выводу
о том, что такая нормативная дифференциация размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода от сдачи в аренду помещений не позволяет однозначно установить, что рассматривается в качестве обособленного объекта.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в Постановлении № 22-П, отсутствие критериев определения объектов (площадей) как обособленных для целей установления размера потенциально возможного к получению годового дохода не только свидетельствует о пробеле
в правовом регулировании, но и приводит, с учетом правоприменительной практики восполнения этого пробела, к нарушению принципов равенства налогообложения и экономического основания налога.

Указанный подход нашел свое законодательное закрепление в Федеральном законе № 325-ФЗ.

Не количество, а площадь объекта

В первую очередь изменения касаются таких видов предпринимательской деятельности, как:

  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети (пункт 45 перечня);
  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания (пункт 47 перечня).

До последнего времени размер потенциально возможного к получению годового дохода в отношении данных видов предпринимательской деятельности определялся исходя из количества обособленных объектов. Площадь торгового зала не должна составлять более 50 квадратных метров по каждому объекту организации, а размер дохода не зависел от конкретной площади зала (в пределах до 50 кв. м.) и был определен в 3,2 млн рублей.

Площадь торгового зала также не должна составлять более 50 квадратных метров по каждому объекту стационарной торговой сети. Размер дохода не зависел от конкретной площади торгового зала (в пределах до 50 кв. м.) и составлял 1,8 млн рублей.

Областным законом размер потенциального годового дохода по данным видам предпринимательской деятельности предлагается определять не исходя из количества обособленных объектов, а из размера площади объекта организации торговли или объекта организации общественного питания.

Размер дохода устанавливается на один квадратный метр площади объекта стационарной (нестационарной) торговой сети – 64 тыс. рублей, объекта организации общественного питания – 32 тыс. рублей.

Указанные положения областного закона устанавливают более справедливые условия налогообложения для тех индивидуальных предпринимателей, которые применяют патентную систему налогообложения по указанным видам деятельности, с площадью торговых залов (объектов организации общественного питания) менее 50 кв. м.

Доход – на квадратный метр

Такой же подход применен еще к одному виду предпринимательской деятельности. Это сдача в аренду (наем) жилых помещений, дач, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности (пункт 19.1 перечня).

Сейчас размер потенциально возможного к получению годового дохода определяется в зависимости от суммарной площади таких объектов: до 50 кв. м включительно – 106,7 тыс. рублей; от 50 до 100 кв. м включительно – 180 тыс. рублей, от 100 до 300 кв. м включительно – 800 тыс. рублей, свыше 300 кв. м – 1 млн рублей.

Теперь субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению годового дохода на один квадратный метр площади сдаваемых в аренду (наем) помещений, дач.

Областной закон устанавливает порядок определения размера потенциально возможного к получению годового дохода в отношении указанного вида предпринимательской деятельности не исходя из суммарной площади сдаваемых в аренду индивидуальным предпринимателем жилых помещений, а из стоимости одного квадратного метра таких помещений (3 300 рублей на 1 кв. м). Указанный размер определен на основании среднеприменяемых размеров площадей по данному виду деятельности.

Одновременно с данными изменениями скорректировано наименование такого вида деятельности. Термин «дача» заменен на термин «садовый дом». Это вытекает из федерального закона.

Уточнено наименование еще одного вида предпринимательской деятельности – занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности, за исключением реализации лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с федеральным законом «Об обращении лекарственных средств». В данном виде деятельности введено исключение на применение патентной системы налогообложения в отношении реализации лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с федеральным законом «Об обращении лекарственных средств».

Также федеральный закон в понятии «розничная торговля» в целях применения патентной системы уточнил, что реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяемых Правительством Российской Федерации, не относится к розничной торговле.

В развитие данных положений введены и меры в случае несоблюдения запретов. Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ введено еще одно основание, когда налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения (на упрощенную систему налогообложения, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. Это случай, если в течение налогового периода налогоплательщиком, применяющим патентную систему налогообложения по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 45 и 46 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса России, была осуществлена реализация товаров, не относящихся к розничной торговле в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.43 Налогового кодекса России.

Установление таких запретов на применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю при реализации товаров, подлежащих маркировке, предусмотрено Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утверждены Минфином России).

Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2020 года.

Ограничения по патентной системе налогообложения

Федеральный закон предоставил право субъектам Российской Федерации устанавливать ограничения для применения патентной системы налогообложения. Это могут быть следующие ограничения для применения патентной системы налогообложения:

— по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, — по виду предпринимательской деятельности, указанному в подпункте 19 пункта 2 статьи 346.27 (сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, садовых домов, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности);

— по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 10, 11, 32 и 33 пункта 2 статьи 346.27 (оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом; оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом; оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом);

— по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 45 — 48 пункта 2 статьи 346.27 (розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети; услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания; услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей).

По информации налоговых органов, наблюдается значительное превышение фактической доходности над потенциально возможным к получению размеру годового дохода, установленному на максимальном уровне, по такому виду деятельности, как сдача в аренду (наем) нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Значительное превышение фактической доходности над потенциально возможным к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, установленном на максимальном уровне (10 млн рублей без учета коэффициента-дефлятора), наблюдается при общей площади сдаваемых нежилых помещений в размере от 2000 кв. м.

Субъекты Федерации вправе устанавливать ограничения для применения патентной системы налогообложения по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Областным законом предлагается ввести ограничение для применения патентной системы налогообложения по данным видам предпринимательской деятельности (пункты 19.1 и 19.2 перечня) – общая площадь сдаваемых в аренду (наем) жилых помещений, нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, не должна превышать две тысячи квадратных метров. Размер площади сдаваемых индивидуальными предпринимателями нежилых помещений в 2018 году достигал до 67,8 тыс. кв. м.

В отношении жилых помещений данное ограничение фактически не будет применяться (индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения при сдаче в аренду жилых помещений площадью более 2 000 кв. м., отсутствуют).

Индивидуальные предприниматели, которые в результате реализации положений областного закона не смогут применять патентную систему налогообложения, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.

Показатель числа наемных работников

До последнего времени субъекты РФ были вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников и от количества транспортных средств, грузоподъемности транспортного средства, количества посадочных мест в транспортном средстве.

Сейчас в областном законе предусмотрено применение поправочных коэффициентов – в зависимости от средней численности наемных работников, от количества транспортных средств – к размерам потенциально возможного к получению годового дохода.

Указанный подход изменен. Размер дохода устанавливается:

  1. на единицу средней численности наемных работников;
  2. на единицу автотранспортных средств.

Областным законом предлагается установить размер дохода на единицу средней численности наемных работников и на единицу автотранспортных средств.

Соответственно исключены положения областного закона, устанавливающие поправочные коэффициенты (в зависимости от средней численности наемных работников, от количества транспортных средств), применяемые к размеру потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Если индивидуальный предприниматель не привлекает наемных работников, то применяется установленный размер потенциально возможного к получению годового дохода на единицу средней численности наемных работников.

Реализация указанных положений (в части установления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на единицу средней численности наемных работников) приведет к уменьшению налоговой базы по патентной системе налогообложения.

Например, согласно действующей редакции областного закона, при средней численности наемных работников в количестве двух (трех) человек предусмотрено к размеру потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода применение коэффициента в размере 2,5 (3,4).

Согласно областному закону, размер годового дохода при средней численности наемных работников в количестве двух (трех) человек будет увеличиваться в два (три) раза соответственно. Снижение размера потенциально годового дохода при средней численности наемных работников в количестве двух человек составит 20%, при средней численности наемных работников в количестве трех человек – 12%.

Областным законом снижается размер потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности «Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом» (с 475 000 рублей до 435 000 рублей) и «Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, за исключением деятельности такси» (с одного миллиона рублей до 900 000 рублей) с учетом практики применения патентной системы налогообложения по данным видам деятельности.

Патентная система является льготным режимом налогообложения, направленным на стимулирование развития бизнеса, самозанятости граждан и официальное трудоустройство работников. По всем анализируемым видам деятельности реальный доход значительно превышает установленный законом области.

Иные изменения в патентной системе налогообложения по федеральному закону

Законом уточнен еще ряд положений.

В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее календарного года налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней срока, на который выдан патент.

В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней, в течение которых индивидуальным предпринимателем применялась патентная система налогообложения.

Уточнены сроки уплаты налога налогоплательщиками по месту постановки на учет в налоговом органе.

Если произведен перерасчет суммы налога в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 346.51 НК РФ (в случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней, в течение которых индивидуальным предпринимателем применялась патентная система налогообложения), то сумма налога, подлежащая доплате, уплачивается не позднее 20 дней со дня снятия с учета налогоплательщика в налоговом органе в соответствии с пунктом 3 статьи 346.46 НК РФ.

14 ноября 2019