Административное давление на бизнес в Архангельской области
Бизнес-уполномоченный Ольга Горелова провела совещание с участием ключевых федеральных контролирующих ведомств по обсуждению результатов Архангельской области в Индексе административного давления на бизнес по итогам 2019 года.
Отметим, что сегодня подобные заседания проводятся во всех регионах.
В ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту Российской Федерации Владимиру Путину второй год подряд включается новый раздел – Индекс «Административное давление». Индекс показывает степень комфорта ведения бизнеса в различных субъектах. Показатели Индекса формируются на основе изучения практики работы нескольких контрольно-надзорных ведомств.
По итогам анализа полученных данных за 2019 год Архангельская область заняла 52 место из 85 возможных в сводном Индексе по регионам. За год наш регион снизился еще на 9 позиций.
В ходе заседания коллеги обсудили за счет каких показателей регион опустился в рейтинге и определили план действий по совершенствованию деятельности контрольно-надзорных органов в целях создания комфортной среды для бизнеса.
«Прежде всего, за счет появления в Индексе Роструда со значительным показателем по ведомству, и безусловно за счет активных действий других регионов по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в отношении бизнеса», — комментирует снижение позиций региона Ольга Горелова.
Презентация здесь.
Индекс измеряет следующие показатели:
- Доля предупреждений от общего числа наказаний;
- Доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных субъектов;
- Доля штрафов, наложенных без проведения плановых и внеплановых проверок;
- Сумма наложенных штрафов (административный «налог»).
По словам уполномоченного, на сегодня по индексу два федеральных ведомства существенно выбиваются из пороговых общероссийских показателей — Роструд и Роспотребнадзор. Предупреждения применяются ограниченно, доля организаций и ИП, подвергнутых проверкам, достаточно высока, доля и размер штрафов без проведения проверок в разы выше, чем в других регионах. Эти два ведомства чаще всего выполняют особые поручения Правительства РФ, что выражается как раз во внеплановых проверках предпринимателей.
Коллеги договорились о совместной работе в следующих направлениях:
- Усилить курс на профилактику правонарушений, задействовать люфт времени до июля 2021 года, когда в силу вступит новый федеральный закон о государственном контроле и муниципальном контроле. Именно в законе прописан приоритет деятельности контролирующих органов — профилактика и консультирование подконтрольных субъектов;
- Применять предупреждение в качестве первого наказания и нормы о малозначительности правонарушений там, где это возможно в рамках законодательства;
- Запустить инструменты обратной связи подконтрольных субъектов в разрезе ведомств по волнующим и не всегда понятным вопросам, проверочному процессу и механике действий при соблюдении обязательных требований, совместно с бизнес-уполномоченным;
- Спланировать онлайн-форматы для предпринимателей на понятном для них языке с разъяснениями по актуальным нововведениям и прямым консультированием, совместно с бизнес-уполномоченным;
- Запустить совместные личные приемы представителей Прокуратуры Архангельской области и бизнес-уполномоченного в формате онлайн.
Участники обсудили и необходимость доработки методологии Индекса и структуры данных для анализа. Важно административное давление измерять не только числом проверок, предупреждений и средним размером штрафов. А результативностью проверок, числом параллельных проверок на единицу бизнеса, ущербом бизнесу при проведении проверок (во времени, в деньгах, в иных количественных последствиях). При этом выделять проверки в отношении бизнеса, с распределением проверок на основания и формат их проведения (поручения Правительства РФ, совместные прокурорские проверки и основания для них, др.).
«Вот сфера, где однозначно необходимо качественное цифровое решение на основе данных. Чтобы измерять не только административный климат, но и уровень добросовестности предпринимателей и жизнеспособность обязательных требований», — заключила Ольга Горелова.