Федеральная антимонопольная служба готовится сделать тарифообразование монополий более простым и прозрачным
23 мая в Москве открылась IX Всероссийская конференция уполномоченных по защите прав предпринимателей. Одна из секций первого дня была посвящена регулированию тарифов естественных монополий и стоимости подключения к коммунальным сетям.
Участники конференции сошлись во мнении о том, что снижение завышенных тарифов естественных и инфраструктурных монополий — один из существенных факторов роста несырьевого бизнеса и очень значимое средство борьбы с инфляцией. Как в рамках ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, так и в представленной Президенту программе «Стратегия роста» этой теме уделяется отдельное особое внимание.
Факты необоснованного завышения затрат естественных монополий в разных регионах страны подтверждаются результатами проверок Генеральной прокуратуры РФ. Эксперты отмечают, что сама действующая модель тарифообразования «методом от затрат» создаёт предпосылки для нарушений. В итоге текущие затраты инфраструктурных монополий завышены в среднем по России на 30%, при этом мотивация к повышению эффективности у них отсутствует.
Директор АНО «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием» Алексей Малоземов привел конкретные примеры упомянутых нарушений. По его словам, в середине июня результаты всеобъемлющего мониторинга будут переданы в ФАС России. Главной задачей в решении проблемы эксперт назвал слаженное взаимодействие ветвей власти.
Омбудсмен по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в сфере энергетики и естественных монополий Дмитрий Пономарев отметил важнейшие системные проблемы в этой сфере. В частности, возрастающие объёмы перекрёстного субсидирования, особенности применения договоров предоставления мощности, сложности технологического присоединения к сетевой инфраструктуре.
«В каждой отрасли действует своё, отраслевое регулирование тарифов, в результате получаем очень сложную правовую систему, сложнее, чем пенсионная, — посетовал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Сергей Пузыревский. — 30 тысяч тарифных решений ежегодно — и все в ручном режиме, проверить результат невозможно. В итоге тарифная дискриминация — кто-то получает выручку в завышенном виде, кто-то в заниженном. Нет прозрачных и понятных процедур принятия тарифных решений. Нужно её определить законодательно.
Мы разрабатываем комплексный законопроект по тарифному регулированию. Если будет определена экономическая обоснованность затрат, закладываемых в тариф, многие проблемы можно будет снять без большого количества подзаконных актов. Если какие-то параметры затрат нельзя проверить через сопоставление с конкурентным рынком, значит, там надо устанавливать нормативы. И надо нормативно упростить структуру затрат. Если 400 позиций, как сейчас — там голова начинает кипеть».
По словам замруководителя ФАС, в законопроекте будет предложено закрепить право потребителей на обсуждение проектов тарифов, которые должны будут выставляться в открытый доступ. Правда, слушатели отнеслись к такой перспективе скептично. «И сейчас при монополиях действуют межотраслевые советы, — напомнила региональный уполномоченный из Кемеровской области, — но где они действуют по-настоящему эффективно? Проблема в том, что специалистов, которые способны провести аудит тарифов, единицы, и работают они, как правило, в самих монополиях». На это Сергей Пузыревский ответил, что качество оценки и обсуждения тарифов первоначально будет отрабатываться в рамках пилотного проекта в нескольких регионах.
Отдельно на секции была отмечена проблема накапливающихся неплатежей монополий в адрес собственных подрядчиков. Институт Уполномоченного в ближайшее время обратится за помощью для её решения в Генеральную прокуратуру РФ.