Меняется место – сохраняется бизнес. Законопроект Минпромторга


Вносится Правительством
Российской Федерации

Проект

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной торговли)

 

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 2; 2010, № 52, ст. 6984; 2011, № 48, ст. 6728; 2012, № 53, ст. 7643; 2013, № 52, ст. 7011) следующие изменения:

1)                    Дополнить статью 1 частью 6 следующего содержания:

«Положения настоящего Федерального закона, касающиеся размещения нестационарных торговых объектов, распространяются на объекты общественного питания и на объекты по оказанию бытовых услуг, расположенные в нестационарных торговых объектах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Действие положений настоящего Федерального закона в части размещения нестационарных торговых объектов не распространяется на отношения, связанные с торговым обслуживанием при проведении массовых праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, проводимых по решению органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления либо согласованных с ними в установленном порядке.

Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов сезонного (временного) размещения устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Действие положений настоящего Федерального закона в части размещения и функционирования нестационарных торговых объектов не распространяется на нестационарные торговые объекты, размещаемые в зданиях, строениях и сооружениях. Размещение таких нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2)                    в  статье 2:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) «торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, конструкция, транспортное средство, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;»;

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение, за исключением мобильных торговых объектов;»;

в) дополнить пунктами 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 соответственно следующего содержания:

«10) группа товаров — совокупность товаров определенного класса, обладающих сходными потребительскими свойствами и показателями, а также общим назначением;

11) киоск — нестационарный торговый объект, представляющий собой временное сооружение, не имеющий торгового зала, перемещение которого на другое место предусматривается без демонтажа его конструкций;

12) торговый автомат – нестационарный торговый объект, представляющий собой передвижное оборудование или передвижное сооружение, оснащённое оборудованием, предназначенным для продажи товара, оплата и выдача которого осуществляется с помощью технических приспособлений, не требующих непосредственного участия продавца;

13) павильон — нестационарный торговый объект, имеющий торговый зал (зал обслуживания посетителей), предназначенный для обслуживания потребителей внутри торгового объекта.

14) лоток (палатка) — нестационарный торговый объект, представляющий собой легковозводимую ежедневно сборно-разборную конструкцию, предназначенную для выкладки и демонстрации товара, оснащенную, при необходимости, оборудованием для обеспечения сохранности товаров и подготовки их к продаже;

15) нестационарный объект общественного питания – нестационарный торговый объект, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и (или) реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам;

16) нестационарный объект оказания бытовых услуг – нестационарный торговый объект, представляющий собой специально оборудованное временное сооружение, предназначенное для удовлетворения потребностей населения в бытовых услугах;

17) холодильный прилавок — холодильная установка, витрина, отделяющие продавца от покупателя и используемые для показа и отпуска продуктов питания, требующих специального температурного режима, с возможным оснащением сборно-разборным каркасом, тентом, навесом-зонтом, электроосвещением;

18) специализация нестационарного торгового объекта (далее также — специализация) —  ассортиментная специфика, при которой восемьдесят и более процентов всех позиций перечня предлагаемых к продаже товаров  и (или) перечня оказываемых услуг от их общего количества, представленных на витринах, прилавках, выставленных на продажу в визуально доступных для покупателя местах, составляют товары (услуги) одной группы, за исключением деятельности по реализации печатной продукции.

Специализация нестационарного торгового объекта по реализации печатной продукции —  ассортиментная специфика, при которой пятьдесят и более процентов всех позиций перечня предлагаемых к продаже товаров  и (или) перечня оказываемых услуг от их общего количества, представленных на витринах, прилавках, выставленных на продажу в визуально доступных для покупателя местах, составляет печатная продукция;

19) нестационарный торговый объект сезонного (временного) размещения – нестационарный торговый объект, размещаемый на определенный сезон (сезоны), периоды в году, с иной периодичностью (в том числе бахчевые развалы, елочные базары, площадки по продаже рассады и саженцев, а также другие подобные площадки).».

3)                    изложить статью 10 в следующей редакции:

«Статья 10. Размещение нестационарных торговых объектов

1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках или землях, находящихся в государственной, муниципальной, а также на землях, собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (далее – схема размещения) на основании договора аренды земельного участка или на основании договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящимся в частной собственности или аренде, устанавливается собственником  или арендатором земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

2. На основании договора аренды земельного участка осуществляется размещение вновь возводимых павильонов общей площадью более 200 квадратных метров на земельных участках, формирование и предоставление которых возможно в соответствии с требованиями законодательства.

Законами субъектов Российской Федерации может предусматриваться размещение павильонов общей площадью свыше 200 квадратных метров соответствии с правилами части 3 настоящей статьи.

3. На основании договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта (далее – договор на размещение) осуществляется размещение вновь возводимых киосков, павильонов (за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи), торговых автоматов, объектов быстрого питания, объектов оказания бытовых услуг, нестационарных торговых объектов сезонного (временного) размещения, холодильных прилавков, лотков (палаток).

4. Хозяйствующий субъект, имеющий действующий договор аренды земельного участка, иной договор или разрешительный документ, имеет право на оформление договора на размещение. Переоформление ранее заключенных договоров аренды земельных участков, иных договоров и разрешительных документов на договоры на размещение осуществляется по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность – стороны договора аренды земельного участка, иного договора или разрешительного документа с сохранением всех прав и гарантий, предоставляемых настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органы местного самоуправления не вправе отказать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в переоформлении соответствующих договоров или разрешительных документов.

4)                    главу 2 дополнить статьей 10.1 следующего содержания:

«Статья 10.1. Требования, предъявляемые к схеме размещения нестационарных торговых объектов и деятельности нестационарных торговых объектов

  1. Схема размещения является единой для муниципального образования, разрабатывается, изменяется и дополняется органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее — орган местного самоуправления), для систематизации размещения нестационарных торговых объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и необходимости создания комфортной среды для граждан и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.
  2. Схема размещения носит бессрочный характер и формируется, изменяется и дополняется в следующих целях:

— развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и производства товаров народного потребления;

— увеличения конкуренции между хозяйствующими субъектами в сфере торговли;

— расширения каналов сбыта продукции сельскохозяйственных производителей;

— достижения максимального удобства расположения нестационарных торговых объектов для потребителей (к местам проживания, работы, а также в оживленных местах и местах расположения иных торговых объектов);

— создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения;

— увеличения количества торговых объектов, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продукты питания, а также объектов иных социально значимых специализаций.

Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов не может служить основанием для отказа во включении в схему размещения новых нестационарных торговых объектов.

Использование схемы размещения для регулирования количества и видов специализаций нестационарных торговых объектов не допускается.

3. Схема размещения и внесенные изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, утвердившего схему размещения, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4. Утверждение схемы размещения и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения и прав хозяйствующих субъектов на размещение нестационарных торговых объектов, возведение (установка), реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы или внесенных в нее изменений.

5. Требования к местам размещения нестационарных торговых объектов устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи в соответствии с  требованиями законодательства Российской Федерации.

В целях обеспечения шаговой доступности нестационарных торговых объектов для жителей соответствующего муниципального образования не допускается ограничивать их размещение в местах с высоким пассажиропотоком, на территориях пешеходных зон, в парках, садах, на бульварах, в непосредственной близости к торговым центрам, рынкам, культурно-досуговым (развлекательных) центрам, если их размещение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Утверждаемые органами местного самоуправления требования не могут использоваться для ограничения конкуренции, в том числе создания преимущественных условий для стационарных и нестационарных торговых объектов, и подлежат официальному опубликованию не менее чем за один год до вступления их в силу, а также изменений к ним.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать требования по удаленности нестационарных торговых объектов от других торговых объектов, не предусмотренных действующим законодательством в сфере противопожарной безопасности, а также иные, не предусмотренные законодательством, требования к размещению нестационарных торговых объектов различных специализаций.

Введение либо изменение и (или) дополнение указанных требований не может служить основанием для пересмотра мест нестационарных торговых объектов, размещенных в установленном порядке до введения или изменения соответствующих требований.

6. Требования к внешнему виду и техническому состоянию нестационарных торговых объектов (технические требования к материалам изготовления, предельные требования по внешним габаритам, площади, а также по внешнему оформлению (дизайну) утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом документации по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исключительно исходя из следующих критериев:

— удобство и функциональность осуществления торговой деятельности;

— соответствие внешнему архитектурному облику сложившейся застройки муниципального образования;

— возможность размещения средства индивидуализации и применения элементов фирменного стиля и оформления нестационарных торговых объектов хозяйствующего субъекта способом, удобным для идентификации потребителем соответствующего средства индивидуализации и хозяйствующего субъекта и отличия от других нестационарных торговых объектов, в том числе на отдалении;

— возможность использования типового серийного торгового оборудования, имеющегося на рынке, широко распространенных типовых материалов, производимых в Российской Федерации;

— минимизация расходов хозяйствующего субъекта на изготовление, оформление и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, простота оформления;

— применение вновь утверждаемых требований к внешнему виду нестационарных торговых объектов не ранее, чем через 7 лет с момента начала  осуществления хозяйствующими субъектами торговой деятельности, и модернизация внешнего оформления нестационарных торговых объектов в соответствии со вновь утверждаемыми требованиями не чаще, чем один раз в 7 лет без замены конструктивных элементов.

Владельцы нестационарных торговых объектов обязаны обеспечить постоянный уход за их содержанием и внешним видом.

Допускается выкладка продукции растениеводства снаружи Объекта, специализирующегося на реализации продуктов питания, на расстоянии не более 1 метра от его витрины.

7. Специализация нестационарных торговых объектов определяется по выбору хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, а также союза, ассоциации, иных некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую и производственную деятельность (далее – отраслевые объединения), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

8. К социально значимым (приоритетным) специализациям относятся следующие продовольственные специализации, направленные на расширение розничной торговли продуктами питания, а также продукцией общественного питания: торговля мясом и мясной продукцией, молоком и молочной продукцией, овощами, фруктами, ягодами и иной сельскохозяйственной продукцией, хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями, кулинарной продукцией, рыбой, иными водными биоресурсами и изделиями из них, мороженым, безалкогольными прохладительными напитками.

К социально значимым специализациям также относится торговля печатной продукцией, изделиями народных художественных и иных промыслов, ремесленничества, сувенирами, одеждой, обувью и иными изделиями легкой промышленности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе расширять перечень социально значимых (приоритетных) специализаций для достижения целей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия, направленные на недопущение сокращения количества нестационарных торговых объектов с социально значимыми (приоритетными) специализациями, а также принимают программы по развитию торговой деятельности с социально значимыми специализациями с использованием нестационарных торговых объектов  и увеличения их количества, в том числе предусматривающие предоставление мест и условий размещения нестационарных торговых объектов на льготных условиях – без проведения торгов в качестве государственной или муниципальной преференции (далее – преференция).

Специализация может быть изменена только на социально значимую (приоритетную) специализацию по инициативе хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую детальность, которому место размещения нестационарного торгового объекта предоставлено без торгов.  Хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую детальность, информирует орган местного самоуправления о своем намерении изменить специализацию орган местного самоуправления путем подачи заявления с указанием новой специализации, который течение 10 дней вносит соответствующее изменение в схему размещения.

5)                    главу 2 дополнить статьей 10.2 следующего содержания:

«Статья 10.2. Состав Схемы размещения нестационарных торговых объектов, порядок её формирования, внесения в нее изменений и дополнений

1. В схеме размещения орган местного самоуправления указывает:

а) адресные ориентиры нестационарных торговых объектов;

б) виды нестационарных торговых объектов, планируемых к включению в схему размещения, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона;

в) периоды размещения (для нестационарных торговых объектов сезонного (временного) размещения в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации);

г) специализации нестационарных торговых объектов;

д) площадь места размещения нестационарного торгового объекта (для нестационарных торговых объектов, размещаемых на основании договора на размещение);

е) площадь земельного участка, на котором расположен объект и разрешенном использовании земельного участка, форме собственности земельного участка (для нестационарных торговых объектов, размещаемых на основании договора аренды земельного участка).

Предусмотренные подпунктами «а» — «е» сведения указываются органом местного самоуправления в соответствии с заявлением и уведомлением о включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения, полученными в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи.

2. При формировании схемы размещения в нее подлежат включению все нестационарные торговые объекты, размещенные на момент ее формирования на основаниях, предусмотренных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления либо органов власти субъекта Российской Федерации.

3. Включение нестационарных торговых объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по заявлению хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, отраслевых объединений, либо по собственной инициативе по согласованию с органом, осуществляющим полномочия собственника имущества (если земельные участки, на которых расположено место размещения нестационарного торгового объекта, находятся в государственной собственности), либо самостоятельно (если земельные участки находятся в муниципальной собственности либо собственность на которые не разграничена).

4. Заявление о включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения составляется в произвольной форме с указанием следующих сведений:

— наименования, организационно-правовой формы, адреса местонахождения, основного государственного регистрационного номера — для юридического лица;

— фамилии, имени, отчества, паспортных данных, сведений о месте жительства, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;

— адресные ориентиры нестационарных торговых объектов;

— виды нестационарных торговых объектов, планируемых к включению в схему размещения, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона;

— периоды размещения (для нестационарных торговых объектов сезонного (временного) размещения в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации);

— специализации нестационарных торговых объектов;

— площадь места размещения нестационарного торгового объекта (для нестационарных торговых объектов, размещаемых на основании договора на размещение);

— площадь земельного участка, на котором расположен объект и разрешенном использовании земельного участка, форме собственности земельного участка (для нестационарных торговых объектов, размещаемых на основании договора аренды земельного участка).

Органы местного самоуправления не вправе требовать представления иной информации.

5. Орган местного самоуправления рассматривает заявление о включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения  в срок не более 30 календарных дней.

В течение 5 календарных дней со дня поступления заявления о включении мест размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения орган местного самоуправления публикует на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, указанную в части 1 настоящей статьи, с указанием даты окончания срока принятия решения по поступившему заявлению.

6. Порядок взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по рассмотрению заявлений о включении места размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей части.

Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление органа местного самоуправления в течение 15 календарных дней и принимает решение о согласовании включения места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения или об отказе в таком согласовании по основаниям, предусмотренным абзацем третьим части 8 настоящей статьи.

О принятом решении в течение одного дня орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, в письменном виде сообщает органу местного самоуправления, направившему соответствующее заявление, а также информирует о возможных способах устранения противоречий, препятствующих размещению нестационарных торговых объектов в соответствующем месте, и предлагает иные варианты размещения с учетом положений статьи 10.1. настоящего Федерального закона.

Согласование включения места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения считается полученным по умолчанию при несоблюдении установленного срока рассмотрения заявления о включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения.

Не позднее срока, указанного в абзаце первом части 7 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан включить место размещения нестационарного торгового объекта по заявлению хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, отраслевых объединений, в схему размещения либо направить заявителю письменный мотивированный отказ по основаниям, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, а также информирует о возможных способах устранения противоречий, препятствующих размещению нестационарных торговых объектов в соответствующем месте, и предлагает иные варианты размещения с учетом положений статьи 10.1. настоящего Федерального закона.

Решение о включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения либо об отказе во включении в срок, указанный в абзаце первом части 7 настоящей статьи, направляется заявителю и публикуется на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

7. Основаниями для отказа во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения при ее дополнении новыми местами являются:

— несоответствие испрашиваемого места размещения требованиям к размещению нестационарных торговых объектов, установленных в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона;

— испрашиваемое место размещения расположено на земельном участке, предоставленным в установленном порядке другому лицу и отсутствует письменное согласие правообладателя на размещение нестационарного торгового объекта.

Не допускается отказ во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения или его исключение из схемы размещения по мотивам целесообразности размещения, наличия, открытия либо планирования открытия иных торговых объектов вблизи предполагаемого места размещения нестационарного торгового объекта, а также по иным основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Указанный перечень оснований для отказа во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения является исчерпывающим.

8. Внесение изменений в схему размещения в части дополнения новыми местами размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в порядке, предусмотренном частями 3-7 настоящей статьи.

9. Исключение из схемы размещения места размещения нестационарного торгового объекта возможно только в целях использования земельного участка, на котором размещен нестационарный торговый объект, для государственных и муниципальных нужд, если реализация таких нужд невозможна без перемещения нестационарного торгового объекта на другое место.

Орган, принявший решение об исключении места размещения из схемы размещения, не менее, чем за 6 месяцев в письменной форме обязан уведомить хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, с указанием причин предстоящего исключения из схемы размещения, реквизитов актов органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления об использовании земельного участка, на котором размещен нестационарный торговый объект, для государственных или муниципальных нужд, а также сроками начала соответствующих работ на указанной территории.

Указанное извещение должно содержать предложение о выборе компенсационного места в порядке, установленном для изменения и дополнения схемы размещения, а также альтернативные равноценные предложения органа местного самоуправления по компенсационным местам.

10. Внесение изменений в схему размещения в части исключения места размещения нестационарного торгового объекта без предоставления хозяйствующему субъекту, осуществляющего торговую деятельность, или отраслевому объединению, альтернативного равноценного компенсационного места (равноценного по месту расположения, оживленности территории и привлекательности места для осуществления торговой деятельности соответствующими товарами, платы  за размещение, иным показателям)  (далее – компенсационные места) не допускается.

Порядок предоставления компенсационных мест устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона.

11. Исключение из схемы размещения места размещения нестационарного торгового объекта не может повлечь расторжение договора или разрешительного документа, на основании которого произведено размещение нестационарного торгового объекта, а также прекращение права на его размещение в указанном месте до предоставления хозяйствующему субъекту, осуществляющего торговую деятельность, или отраслевому объединению компенсационного места в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, законодательства субъекта Российской Федерации, а также условиями соответствующего договора и оформления в установленном порядке нового договора, на основании которого производится размещение нестационарного торгового объекта на компенсационном месте.».

6)                    главу 2 дополнить статьей 10.3 следующего содержания:

«Статья 10.3. Порядок оформления прав на размещение нестационарных торговых объектов

1.  Предоставление места размещения нестационарного торгового объекта производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и изданными в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

2. В случае дополнения схемы размещения местами размещения нестационарных торговых объектов по инициативе органа местного самоуправления, предоставление места размещения производится с проведением торгов. Форма и порядок проведения торгов устанавливаются субъектом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае если торги признаны несостоявшимися по причине подачи единственной заявки на участие в торгах либо признания участником торгов только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в торгах, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, а также с лицом, признанным единственным участником торгов, организатор торгов обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в торгах и  соответствующей документацией, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении торгов.

3. В случае дополнения схемы размещения местами размещения по инициативе хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, отраслевого объединения, предоставление места размещения производится в соответствии с настоящим Федеральным законом и изданными в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации (в случае предоставления мест размещения по договорам на размещение).

4. В случае, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом и изданными в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации размещение нестационарного торгового объекта производится на основании договоров на размещение и внесение изменений в схему размещения произведено по инициативе хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, отраслевых объединений,  предоставление места размещения нестационарного торгового объекта осуществляется в следующем порядке.

В течение 10 календарных дней после опубликования изменений в схему размещения, предусматривающих дополнение схемы размещения новыми местами размещения, орган местного самоуправления осуществляет публикацию в официальном печатном издании и на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет информацию о планируемом предоставлении места размещения с указанием информации в соответствии с частью 1 статьи 10.2. настоящего Федерального закона. В случае, если в течение 10 календарных дней после официального опубликования  информации о предстоящем предоставлении места размещения  не поступают заявления от иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, отраслевых объединений, не являющихся инициаторами включения места размещения в схему размещения, о намерении претендовать на право размещения нестационарного торгового объекта на соответствующем месте размещения, заявителю, инициировавшему внесение изменений в схему размещения, в течение 5 рабочих дней направляется решение органа местного самоуправления о предоставлении ему места размещения нестационарного торгового объекта и заключении с ним договора на размещение без торгов.

Решение о предоставлении места размещения заявителю без торгов подлежит публикации на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения.

В случае поступления в указанный во втором абзаце настоящего пункта срок письменного заявления хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, отраслевого объединения о желании претендовать на право размещения нестационарного торгового объекта в рассматриваемом месте размещения, орган местного самоуправления в течение 5 календарных дней объявляет торги, предметом которых является право на заключение договора на размещение. Торги проводятся в течение 30 календарных дней со дня их объявления.

Предоставление компенсационных мест осуществляется без проведения торгов.

5. В случае, когда размещение нестационарного торгового объекта производится на основании договоров аренды земельных участков предоставление земельного участка осуществляется с предварительным согласованием в порядке, определенным Земельным кодексом Российской Федерации.».

7)                    главу 2 дополнить статьей 10.4 следующего содержания:

«Статья 10.4.  Заключение, изменение и расторжение договора на размещение нестационарного объекта и договора аренды земельного участка

  1. По договору на размещение орган местного самоуправления обязуется представить хозяйствующем субъекту, осуществляющему торговую деятельность, право разместить нестационарный торговый объект, а  хозяйствующий  субъект, осуществляющий торговую деятельность, отраслевое объединение, являющиеся другой стороной договора на размещение, обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия данного договора функционирование нестационарного торгового объекта на условиях и в порядке, предусмотренных в соответствии с данным договором, с учетом положений настоящего Федерального закона, а также изданными в соответствии с ним актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Типовая форма договора на размещение утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом ее предварительного обсуждения с отраслевыми объединениями и публикуется на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, определённом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Условия договора на размещение не могут противоречить настоящему Федеральному закону, а также изданным в соответствии с ним актам Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Договор на размещение должен быть заключен органом местного самоуправления и хозяйствующим  субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отраслевым объединением, имеющими право на заключение договора на размещение в течение 15 календарных дней с момента возникновения соответствующего права на заключение договора на размещение в соответствии с настоящим Федеральным законом. Хозяйствующий  субъект, осуществляющий торговую деятельность, отраслевое объединение, имеющие право на заключение договора на размещение, считается выполнившими обязанность, указанную в настоящем абзаце, путем подачи заявления о подготовке и выдаче договора на размещение нестационарного торгового объекта в орган местного самоуправления.

2. Основаниями заключения договора на размещение являются:

— предоставление места размещения по инициативе заявителя без торгов в порядке, предусмотренным статьей 10.3 настоящего Федерального закона;

— предоставление места размещения по результатам торгов, в том числе с единственным участником;

— предоставление места размещения в качестве компенсационного места;

— предоставление места размещения в качестве преференции в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации.

3.При оформлении договора на размещение должны быть указаны:

1) основания заключения договора на размещение;

2) размер и условия внесения платы за размещение нестационарного торгового объекта;

3) адресные ориентиры и площадь места размещения нестационарного торгового объекта, вид, специализация, срок и(или) периоды размещения нестационарного торгового объекта (для нестационарных торговых объектов сезонного (временного) размещения);

4) срок действия договора, преимущественное право на заключение договора хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отраслевым объединением на новый срок без проведения торгов.

5) ответственность сторон в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Внесение платы за размещение нестационарного торгового объекта производится в сроки, предусмотренные договором на размещение, но не чаще одного раза в месяц (кроме нестационарных торговых объектов сезонного (временного) размещения).

Для нестационарного торгового объекта сезонного (временного) размещения размер и порядок внесения платы за размещение устанавливается законами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4.1. Размер платы за размещение определяется:

— по ставкам, утверждаемым нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по территориальному принципу с возможностью дифференциации по виду нестационарного торгового объекта,  его специализации и площади в виде фиксированной суммы за единицу площади нестационарного торгового объекта либо в целом за нестационарный торговый объект в зависимости от его вида и иных характеристик при отсутствии необходимости проведения торгов. При этом размер платы за размещение не может превышать установленного для данного места двукратного размера арендной платы за земельный участок для соответствующего вида деятельности;

— по результатам проведения торгов в установленных настоящим Федеральным законом случаях. Начальные (стартовые) цены торгов составляют  80% от ставок, по которым соответствующие места размещения распределяются без проведения торгов.

Размер платы за размещение может быть пересмотрен, но не чаще одного раза в год с предварительной, не менее чем за 3 месяца, публикацией изменений на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При пересмотре размера платы за размещение недопустимо превышать установленные в соответствующих правовых актах показатели (индексы) инфляции.

4.2. Размер платы по договору аренды земельного участка определяется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.

5. В случае просрочки уплаты платежей выплачивается пеня в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы долга за каждый день просрочки.

6. Заключение договора аренды земельного участка осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

7. Заключение договора на размещение осуществляется на срок не менее 7 лет с возможностью его заключения на новый срок неограниченное количество раз без проведения торгов по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, отраслевого объединения, являющихся стороной договора на размещение. Заявление подается хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, или отраслевым объединением в орган местного самоуправления, являющийся стороной договора на размещение, в срок, указанный в договоре на размещение, а если в данном договоре такой срок не указан, в двухмесячный срок до окончания его действия.

В заключении договора на размещение на новый срок может быть отказано только в случае наличия на момент подачи заявления лицом, являющимся стороной договора на размещение, задолженности по договору на размещение размером более одного периода оплаты.

8. Договор на размещение подлежит заключению на новый срок в случае перемещения нестационарного торгового объекта с места размещения на компенсационное место в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

9. Передача (переуступка) прав по договору на размещение третьему лицу допускается юридическим лицом, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

При этом срок действия данного договора сохраняется, все права и обязанности переходят новому лицу.

В случае смерти правообладателя нестационарного торгового объекта — гражданина все права и обязанности по договору на размещение переходят в порядке наследования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Досрочное расторжение договора на размещение и демонтаж нестационарного торгового объекта производится в случаях:

1) по инициативе лица, осуществляющего торговую деятельность и являющегося стороной договора на размещение, в случае прекращения осуществления торговой деятельности;

2) ликвидации юридического лица, являющегося стороной договора на размещение, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

3) в случае предоставления лицу, осуществляющему  торговую детальность, отраслевому объединению, компенсационного места.

4) по соглашению сторон договора на размещение;

5) установления факта грубого несоответствия нестационарного торгового объекта требованиям к внешнему виду и техническому состоянию, установленным в соответствии с частью 6 статьи 10.1., а также в случае изменения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, а также отраслевым объединением, являющихся стороной договора на размещение, цветовых решений фасадов нестационарного торгового объекта, соотношения застекленных поверхностей к площади фасада в сторону уменьшения площади застекления более, чем на 20%, а также применение в отделке фасадов иных материалов, не предусмотренных установленными требованиями, если соответствующая сторона договора на размещение дважды не исполнила предписание уполномоченного органа местного самоуправления об устранении выявленных нарушений. Указанное предписание должно содержать конкретные нарушения требований со ссылкой на нормы, установившие соответствующие требования, а также разумный срок (не менее одного календарного месяца) на их устранение;

6) установления факта нефункционирования нестационарного торгового объекта в течение более 3 месяцев подряд (для нестационарных торговых объектов, размещаемых на постоянной основе);

7) наличие задолженности по платы за размещение нестационарного торгового объекта в размере двух периодов оплаты;

8) увеличения площади нестационарного торгового объекта без соответствующего согласования с органом местного самоуправления более чем на 10 %, а также увеличения этажности нестационарного торгового объекта и неисполнения предписания уполномоченного органа местного самоуправления об устранении выявленных нарушений. Указанное предписание должно содержать конкретные нарушения требований со ссылкой на нормы, установившие соответствующие требования, а также разумный срок (не менее одного месяца) на их устранения.

Досрочное расторжение договора на размещение и демонтаж (вывод) нестационарного торгового объекта в иных случаях не допускаются

Досрочное расторжение договора на размещение по основаниям, предусмотренным пунктами 5 – 8 настоящей части, и демонтаж (вывод) нестационарного торгового объекта производится по решению суда.

11. В случае досрочного расторжения договора на размещение органом местного самоуправления направляется соответствующее уведомление хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую детальность, в двухнедельный срок с даты принятия соответствующего решения о досрочном расторжении действия договора на размещение.».

8)                    дополнить пункт 3 статьи 17 подпунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1) В целях стимулирования развития и поддержки предпринимательской детальности хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам по их заявлению в орган местного самоуправления подлежит предоставление места размещения нестационарного торгового объекта площадью до 20 квадратных метров без проведения торгов при соблюдении следующих требований:

1) место размещения должно соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) индивидуальному  предпринимателю может быть предоставлено право на установку только одного нестационарного торгового объекта в пределах муниципального образования (городском округе либо муниципальном районе, для городов федерального значения – в пределах соответствующего города федерального значения) по месту его регистрации (месту жительства);

3) крестьянскому (фермерскому) хозяйству может быть предоставлено право на установку нестационарного торгового объекта в пределах муниципального образования по месту его регистрации (городском округе либо муниципальном районе, для городов федерального значения – в пределах соответствующего города федерального значения), с учетом того, что более 80 процентов позиций перечня предлагаемых к продаже товаров нестационарного торгового объекта составляет продукция крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственная продукция и продукты питания.

В целях стимулирования предпринимательской деятельности, имеющей социально значимую (приоритетную) специализацию, индивидуальным предпринимателям может быть предоставлено право на установку до трех нестационарных торговых объектов в пределах муниципального образования (городском округе либо муниципальном районе, для городов федерального значения – в пределах соответствующего города федерального значения) по месту его регистрации (месту жительства), с учетом того, что более 80 процентов ассортимента таких нестационарных торговых объектов составляет продукция социально значимой (приоритетной) специализации, и площадь каждого нестационарного торгового объекта не превышает 8 квадратных метров.

В целях поддержки семейного предпринимательства разрешается переоформление действующих договоров на супругов индивидуального предпринимателя, а также его близких родственников, являющихся индивидуальными предпринимателями. Переоформление договора осуществляется при наличии заявления лица, права которого по договору прекращаются, а также соответствующего близкого родственника, путем заключения на прежних условиях нового договора с родственником данного лица.

Порядок оказания соответствующей поддержки устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Получение лицом, имеющим право предоставление места размещения нестационарного торгового объекта, других мест размещения, предоставленных без торгов в соответствии со статьей 10.3. настоящего Федерального закона, а также наличие у данного лица прав на размещение нестационарных торговых объектов, не является основанием для неприменения предоставления места размещения нестационарного торгового объекта.

Порядок предоставления места размещения нестационарного торгового объекта в качестве преференции устанавливается законами субъектов Российской Федерации.».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона договоры аренды земельных участков, договоры на размещение нестационарных торговых объектов, а также иные типы договоров, заключенные на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, продолжают действовать до их окончания в порядке, установленном земельным и гражданским законодательством, а также законодательством субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления.

К указанным договорам применяются положения настоящего Федерального закона о заключении договоров на новый срок без торгов и предоставлении компенсационных мест в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также иные права и гарантии хозяйствующих субъектов, являющихся стороной соответствующего договора.

3. Включению в схему размещения подлежат нестационарные торговые объекты, функционировавшие не менее одного года по состоянию на 1 марта 2015 года в установленном нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления порядке, по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего (осуществлявшего) торговую деятельность с использованием нестационарного торгового объекта, с заключением с указанным хозяйствующим субъектом соответствующего договора по правилам, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

В случае невозможности размещения нестационарного торгового объекта хозяйствующему субъекту должно быть предоставлено компенсационное место в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. В целях поддержания устойчивого и непрерывного хозяйственного оборота и защиты малого бизнеса, функционирующего на территории Республики Крыма и города федерального значения Севастополя, разработка схем размещения и размещение нестационарных торговых объектов в указанных субъектах Российской Федерации производится с учетом схем размещения, действовавших на момент их вступления в состав Российской Федерации, и соответствующей разрешительной документации, выданной по раннее действовавшему порядку.

В соответствии со статьями 6, 12 Федерального  конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения по предоставлению уполномоченными государственными органами Республики Крым или государственными органами города федерального значения Севастополя разрешительной документации хозяйствующим субъектам на размещение нестационарных торговых объектов в указанных субъектах Российской Федерации,  действуют с учетом условий разрешительных документов, выданных ранее государственными и иными официальными органами Украины, и не могут ухудшать положение таких хозяйствующих субъектов.

В случае невозможности соответствующего размещения нестационарного торгового объекта хозяйствующему субъекту должно быть предоставлено равноценное компенсационное место в соответствии с настоящим Федеральным законом в заявительном порядке без проведения торгов.

5. В случае отсутствия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления, издание которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, применяются положения настоящего Федерального закона с учетом следующих положений:

при отсутствии установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований к внешнему виду и техническому состоянию нестационарных торговых объектов применяются общие требования к фасадам зданий и сооружений, установленные нормативными правовыми актами;

при отсутствии установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований к местам размещения нестационарных торговых объектов применяются нормы законодательства  Российской Федерации о пожарной безопасности в части безопасного размещения Объектов;

при отсутствии установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера платы за размещение нестационарных торговых объектов применяется размер арендной платы за землю, действующий в данном месте для земель соответствующего целевого назначения.

 

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                          В.Путин


4 июня 2015