О согласовании проведения внеплановых контрольных мероприятий


Прокуратурой Архангельской области проанализировано состояние законности в сфере реализации органами государственного контроля полномочий по обращению с заявлениями о согласовании проведения внеплановых контрольных мероприятий, в том числе с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля, муниципального контроля».

Всего в 2022 году органами контроля в аппарат прокуратуры области направлено 247 заявлений о согласовании внеплановых КНМ, по результатам рассмотрения которых принято решений о согласовании их проведения – 104 (42 %), об отказе – 143 (58 %).

Из них с момента вступления в силу постановления направлено заявлений – 162, по которым принято решений о согласовании – 54 (33 %), об отказе – 108 (67 %).

По основанию, предусмотренному пунктом 1 части 8 статьи 66 (отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внепланового КНМ) Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», аппаратом прокуратуры области отказано в 28 случаях.

К примеру, государственной жилищной инспекцией области вопреки требованиям части 5 статьи 66, статьи 19 Федерального закона № 248-ФЗ в ФГИС «ЕРКНМ» не внесено решение о проведении КНМ в отношении ООО «УК «ЖКС», мотивированное представление и иные документы, подтверждающие необходимость его организации.

Государственной инспекцией труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе вопреки требованиям части 5 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ к представленным на согласование материалам не приложены документы, подтверждающие факт трудоустройства заявителя в ООО «Управление Строительных Работ».

Нарушения аналогичного характера допускались Управлением Роспотребнадзора по области, Североморским межрегиональным управлением Россельхонадзора и территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Ввиду отсутствия оснований для проведения КНМ (пункт 2 части 8 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ) в 2022 году органам контроля отказано в 69 случаях.

Так, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу обратилось в прокуратуру области за согласованием внеплановых КНМ в отношении индивидуальных предпринимателей Александрова Д.А., Дмитриева А.Е. и Суханова В.В., поскольку хозяйствующие субъекты на момент заключения контрактов с администрацией г. Коряжмы не имели паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, сведения о них отсутствовали в Реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Учитывая, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан и (или) фактов их причинения, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 постановления, прокуратурой области в согласовании внеплановых КНМ отказано.

Управлением Роспотребнадзора по области направлены заявления о согласовании внеплановых КНМ в отношении ИП Пестерева В.А., ООО «Релиз» и ООО «У ребят» ввиду реализации ими стеклоомывающей жидкости, содержащей опасную для здоровья дозу метанола.

Между тем органом контроля не учтено, что на момент обращения за согласованием контролируемыми лицами реализация продукции прекращена, в частности, она изъята из оборота правоохранительными органами, в отдельных случаях продана потребителям, в связи с чем непосредственная угроза жизни и причинения тяжкого вреда здоровью гражданам отсутствовала.

По этому же основанию в текущем году отказано в согласовании внеплановых КНМ государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, государственной жилищной инспекции области, Североморскому межрегиональному управлению Россельхознадзора, Северному межрегиональному управлению Росприроднадзора, Северо-Западному Управлению Ростехнадзора.

Допускается направление заявлений о согласовании внеплановых КНМ с приложенными к ним решениями об их проведении, не соответствующими типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 № 151 (пункт 4 части 8 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ).

В текущем году по указанному основанию в согласовании внеплановых КНМ отказано в 13 случаях.

Североморским межрегиональным управлением Россельхознадзора в пункте 10 решения от 28.01.2022 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Шипицыной С.Н. обязательные требования, подлежащие проверке, конкретизированы не в полном объеме, в пункте 13 этого же решения не указано контролируемое лицо.

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пункте 7 решения от 30.03.2022 о проведении внеплановой контрольной закупки не указан адрес планируемого к проверке общества.

Управлением Росреестра по области в решении от 02.02.2022 о проведении внепланового инспекционного визита в отношении Дунямалыева Э.М.о. не изложены сведения, повлекшие причинение вреда охраняемым законом ценностям, не указано каким именно охраняемым законом ценностям причинен вред (пункт 2); неверно сформулированы обязательные требования, являющиеся предметом инспекционного визита (пункт 10).

Подобные нарушения допускались также Управлением Роспотребнадзора по области, государственной жилищной инспекцией области.

По пункту 5 части 8 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ (проведение внепланового КНМ, противоречащего федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации) аппаратом прокуратуры области отказано в согласовании 32 внеплановых КНМ.

В частности, Североморским межрегиональным управлением Россельхознадзора в нарушение части 7 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ, дата начала выборочного контроля в отношении ООО «Партнеры Ноябрьск» установлена до истечения срока рассмотрения прокуратурой области заявления о его согласовании по существу, что фактически может свидетельствовать о начале проведения КНМ без согласия прокурора.

Государственной жилищной инспекцией области проведение внеплановой выездной проверки в отношении КИЗ «МЕЧТА-2» предполагалось с использованием контрольного (надзорного) действия – осмотр.

Между тем в силу пункта 2 части 3 статьи 73 Федерального закона № 248-ФЗ выездная проверка, в том числе проводится в случае, если не представляется возможным оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Учитывая, что проведение осмотра возможно при проведении инспекционного визита, прокуратурой области отказано в согласовании внеплановой выездной проверки.

Сотрудники прокуратуры обращают внимание на указанные в настоящей информации нарушения, заявления о согласовании внеплановых КНМ необходимо направлять с соблюдением требований Федерального закона № 248-ФЗ.


14 июня 2022