Оценка регулирующего воздействия и экспертиза нормативных правовых актов
Экономическая ситуация в настоящее время отличительна тем, что, как никогда ранее, государство заинтересовано и фактически настроено на конструктивное взаимодействие с предпринимательским сообществом и на равное содержательное партнерство.
От публичной активности позиций обозначенных сторон и от осознания взаимной ответственности в решении общих задач, зависит не только инвестиционная привлекательность Архангельской области в частности, но и благосостояние России в целом.
Несомнeнным прорывом в этом направлении стало внедрение государственного института оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов (ОРВ).
Оценка регулирующего воздействия – это комплексная процедура, проводимая в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов различных уровней.
Стоит отметить, что помимо оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, законодательно урегулирована процедура экспертизы уже действующих нормативных правовых актов (экспертиза).
Экспертиза нормативных правовых актов – процедура, проводимая в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Выстраивание интерактивного диалога между бизнесом и государством, совершенствование законодательства в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности – приоритетные общие цели, оптимальная реализация которых может быть достигнута путем качественного проведения комплексной процедуры и по оценке регулирующего воздействия планируемых к принятию нормативных правовых актов и по экспертизе уже действующих актов.
Правовая основа института ОРВ и экспертизы
нормативных правовых актов
Институт оценки регулирующего воздействия и экспертизы на федеральном уровне на сегодняшний день определен Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
На региональном уровне в настоящее время оценка регулирующего воздействия и экспертиза проводятся в соответствии с областным законом от 22 ноября 2013 года № 34-3-ОЗ «О внесении дополнений и изменения в отдельные областные законы по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области и экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области», Указом Губернатора Архангельской области от 6 февраля 2014 года № 12-у «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области и Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области», постановлением министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области от 1 сентября 2014 года № 3 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области», распоряжением Губернатора Архангельской области от 3 октября 2013 года № 798-р «Об организационных мероприятиях по внедрению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области и экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области».
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертиза нормативных правовых актов на муниципальном уровне регламентируются областным законом от 16 декабря 2014 года № 222-13-ОЗ «О внесении изменения в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», в соответствии с которым устанавливается, что положения, определяющие обозначенные процедуры, применяются в отношении муниципального образования «Город Архангельск» — с 1 января 2015 года; муниципальных районов и городских округов, за исключением муниципального образования «Город Архангельск» — с 1 января 2016 года; поселений Архангельской области — с 1 января 2017 года.
На уровне муниципального образования «Город Архангельск» соответствующие процедуры закреплены «Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Город Архангельск», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» и «Порядком проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Город Архангельск», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности», утвержденными решением Архангельской городской Думы от 18 февраля 2015 года № 215.
Ваше мнение важно для нас
Уважаемые представители предпринимательского сообщества!
От степени активности вашей позиции сегодня, зависит качество установления механизмов правового регулирования в экономическом пространстве завтра.
Принимая участие в процедуре по оценке регулирующего воздействия (ОРВ), вы получаете возможность быть непосредственным регулятором внутриэкономической государственной политики.
Стоит отметить, что важнейшим элементом ОРВ являются публичные консультации. Они предполагают получение обратной связи, в первую очередь от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также экспертов, специалистов, еще на этапе разработки проекта нормативного правового акта для более точного определения возможных рисков и негативных эффектов от введения нового нормативного регулирования.
При проведении публичных консультаций все заинтересованные лица могут направить свои замечания по проекту акта и внести предложения по его доработке.
Ознакомиться с предложенными проектами и действующими нормативными правовыми актами в рамках процедур по оценке регулирующего воздействия и экспертизы, с соответствующими заключениями, принять участие в обсуждении, выразить собственную точку зрения вы можете, обратившись к официальному сайту уполномоченного органа по проведению ОРВ и экспертизы – Министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области.
По всем интересующим вопросам можно обращаться в управление оперативного планирования и оценки регулирующего воздействия министерства:
- Темежникова Мария Юрьевна, консультант
(8182) 28-83-53,
temezhnikova.my@dvinaland.ru
Мeждународный опыт
При разработке процедуры оценки регулирующего воздействия анализировался и широко использовался международный опыт в этой сфере. С соответствующей информацией можно ознакомиться в международном блоге «Умное регулирование» и в разделе «Анализ регуляторного воздействия» на сайте Организации по экономическому сотрудничеству и развитию.
Оценку регулирующего воздействия осуществляют и в приарктических странах:
- Erhvervsstyrelsen (Ведомство по делам бизнеса Дании);
- Skrifstofal?ggjafarm?la (Департамент нормотворчества аппарата правительства Исландии);
- Regulatory Affairs Sector at the Treasury Board of Canada Secretariat (Управление по регуляторным вопросам Секретариата казначейства Канады);
- Avdeling for IKT og fornying (Департамент ИКТ и реформы госсектора Министерства муниципального управления и модернизации Норвегии);
- Office of Information and Regulatory Affairs (Управление по ОРВ Административно-бюджетного департамента Белого дома США);
- Lainvalmisteluosasto (Департамент нормотворчества Министерства юстиции Финляндии);
- Regelradet (Совет по улучшению регулирования Швеции).