Оценка регулирующего воздействия и экспертиза нормативных правовых актов


Экономическая ситуация в настоящее время отличительна тем, что, как никогда ранее, государство заинтересовано и фактически настроено на конструктивное взаимодействие с предпринимательским сообществом и на равное содержательное партнерство.

От публичной активности позиций обозначенных сторон и от осознания взаимной ответственности в решении общих задач, зависит не только инвестиционная привлекательность Архангельской области в частности, но и благосостояние России в целом.

Несомнeнным прорывом в этом направлении стало внедрение государственного института оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов (ОРВ).

Оценка регулирующего воздействия – ­это комплексная процедура, проводимая в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов различных уровней.

Стоит отметить, что помимо оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, законодательно урегулирована процедура экспертизы уже действующих нормативных правовых актов (экспертиза).

Экспертиза нормативных правовых актов – процедура, проводимая в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Выстраивание интерактивного диалога между бизнесом и государством, совершенствование законодательства в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности – приоритетные общие цели, оптимальная реализация которых может быть достигнута путем качественного проведения комплексной процедуры и по оценке регулирующего воздействия планируемых к принятию нормативных правовых актов и по экспертизе уже действующих актов.

Правовая основа института ОРВ и экспертизы

нормативных правовых актов

Институт оценки регулирующего воздействия и экспертизы на федеральном уровне на сегодняшний день определен Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

На региональном уровне в настоящее время оценка регулирующего воздействия и экспертиза проводятся в соответствии с областным законом от 22 ноября 2013 года № 34-3-ОЗ «О внесении дополнений и изменения в отдельные областные законы по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области и экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области», Указом Губернатора Архангельской области от 6 февраля 2014 года № 12-у «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области и Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области», постановлением министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области от 1 сентября 2014 года № 3 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области», распоряжением Губернатора Архангельской области от 3 октября 2013 года № 798-р «Об организационных мероприятиях по внедрению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области и экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области».

Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертиза нормативных правовых актов на муниципальном уровне  регламентируются областным законом от 16 декабря 2014 года  № 222-13-ОЗ «О внесении изменения в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», в соответствии с которым устанавливается, что положения, определяющие обозначенные процедуры, применяются в отношении муниципального образования «Город Архангельск» — с 1 января 2015 года; муниципальных районов и городских округов, за исключением муниципального образования «Город Архангельск» — с 1 января 2016 года; поселений Архангельской области — с 1 января 2017 года.

На уровне муниципального образования «Город Архангельск» соответствующие процедуры закреплены «Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Город Архангельск», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» и «Порядком проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Город Архангельск», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности», утвержденными решением Архангельской городской Думы от 18 февраля 2015 года № 215.

Ваше мнение важно для нас

Уважаемые представители предпринимательского сообщества!

От степени активности вашей позиции сегодня, зависит качество установления механизмов правового регулирования в экономическом пространстве завтра.

Принимая участие в процедуре по оценке регулирующего воздействия (ОРВ), вы получаете возможность быть непосредственным регулятором внутриэкономической государственной политики.

Стоит отметить, что важнейшим элементом ОРВ являются публичные консультации. Они предполагают получение обратной связи, в первую очередь от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности,  а также экспертов, специалистов, еще на этапе разработки проекта нормативного правового акта для более точного определения возможных рисков и негативных эффектов от введения нового нормативного регулирования.

При проведении публичных консультаций все заинтересованные лица могут направить свои замечания по проекту акта и внести предложения по его доработке.

Ознакомиться с предложенными проектами и действующими нормативными правовыми актами в рамках процедур по оценке регулирующего воздействия и экспертизы, с соответствующими заключениями, принять участие в обсуждении, выразить собственную точку зрения вы можете, обратившись к официальному сайту уполномоченного органа по проведению ОРВ и экспертизы – министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области (http://www.dvinaland.ru/-v7m40wpp/).

По всем интересующим вопросам можно обращаться в управление оперативного планирования и  оценки регулирующего воздействия министерства:

  • Елизарова Светлана Николаевна, заместитель начальника управления

(8182) 28-83-84
elizarova@dvinaland.ru

  • Ипатова Ольга Вячеславовна, консультант

(8182) 28-83-53
ipatova@dvinaland.ru

  • Крайнов Александр Иванович, главный специалист – эксперт

(8182) 28-83-53
krainovai@dvinaland.ru

Мeждународный опыт

При разработке процедуры оценки регулирующего воздействия анализировался и широко использовался международный опыт в этой сфере. С соответствующей информацией можно ознакомиться в международном блоге «Умное регулирование»  и в разделе «Анализ регуляторного воздействия» на  сайте Организации по экономическому сотрудничеству и развитию.

Оценку регулирующего воздействия осуществляют и в приарктических странах:

  • Erhvervsstyrelsen (Ведомство по делам бизнеса Дании);
  • Skrifstofal?ggjafarm?la (Департамент нормотворчества аппарата правительства Исландии);
  • Regulatory Affairs Sector at the Treasury Board of Canada Secretariat (Управление по регуляторным вопросам Секретариата казначейства Канады);
  • Avdeling for IKT og fornying (Департамент ИКТ и реформы госсектора Министерства муниципального управления и модернизации Норвегии);
  • Office of Information and Regulatory Affairs (Управление по ОРВ Административно-бюджетного департамента Белого дома США);
  • Lainvalmisteluosasto (Департамент нормотворчества Министерства юстиции Финляндии);
  • Regelradet (Совет по улучшению регулирования Швеции).

 


6 июля 2015