Статья Н.В. Евменова «Механизм преодоления «административных барьеров» для стимулирования экономического роста» опубликована в научном журнале
В научном журнале «Вестник Северного (Арктического) федерального университета» опубликована статья Николая Евменова «Механизм преодоления «административных барьеров» для стимулирования экономического роста».
Автором статьи представлены проблемы несовершенства нормативных правовых актов в сфере оказания государственных и муниципальных услуг (административные барьеры). Проведен анализ действующих административных регламентов органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Автором сделаны выводы, что не смотря на кажущуюся упорядоченность процедур разработки, утверждения и реализации административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Архангельской области, органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области сами определяют перечень предоставляемых услуг, в каком порядке и в какие сроки они предоставляются. Все существующие административные регламенты по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Архангельской области направлены не на удобство, быстроту и качество получения государственных и муниципальных услуг заявителями, а на создание препятствий в развитии предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Архангельской области. Следствием несовершенства действующего законодательства является и отсутствие персональной ответственности у государственных и муниципальных служащих по предоставлению государственных и муниципальных услуг, в должностные обязанности которых они включены. В Архангельской области отсутствует система анализа и контроля за предоставлением государственных и муниципальных услуг. Представленные предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области могут стать основой для использования в работе по разработке соответствующих административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Архангельской области.
Ключевые слова: административные регламенты, административные барьеры, государственные и муниципальные услуги, ответственность должностных лиц.
Темп жизни, скорость принятия и реализации решений в бизнесе и в сфере общественных отношений за последние десятилетия возросли многократно. Проблему дисбаланса скорости и качества управленческих действий в бизнесе и в системе органов власти и местного самоуправления видят все, в том числе и Правительство РФ. Примерно шесть лет назад Правительство решило повысить скорость и качество работы управленческого аппарата подробным регламентированием административных процедур и потребовало повсеместно внедрить административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам. Было надежда, что строгая регламентация каждого действия чиновников сократит общий срок предоставления такой услуги и повысит её качество.
Разработку и утверждение административных регламентов поручили самим чиновникам, издали соответствующие акты и посчитали, что дальше всё наладится само собой. В системе государственной власти, когда управление, как функция, заменяется руководством, не требующим обратной связи с объектом руководства и не меняющей руководящие указания в зависимости от реакции управляемой системы, всегда именно так и поступали.
Но в случае с регламентированием государственных и муниципальных услуг для сферы гражданских, общественных отношений, где постоянно растут требования к скорости и качеству управленческих решений, убрать так называемые «административные барьеры» и исправить ситуацию не получилось.
За прошедшие шесть лет число административных регламентов областного государственного и местного муниципального уровня в Архангельской области достигло многих сотен. Только в официальных правовых справочных системах их около пяти сотен. Но с этими системами работает только областной уровень и крупные города. Не меньше административных регламентов муниципального уровня в публичных электронных справочниках на сайтах нескольких десятков из числа двух сотен муниципальных образований Архангельской области. А сколько принятых и опубликованных только в местных СМИ муниципальных административных регламентов не считал никто.
Мы попробовали проанализировать создавшуюся за эти годы и доступную для граждан базу административных регламентов. Конечно, очень поверхностно, поскольку для более достоверного анализа нужны и кадры и ресурсы.
Формат административных регламентов, их содержание, порядок принятия и исполнения описаны в федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[1]. Однако, этим законом не урегулирован вопрос о максимальном сроке предоставления государственной или муниципальной услуги. Вместе с тем действующее федеральное законодательство, в том числе федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[2] устанавливают предельные сроки исполнения органами государственной власти рассмотрения обращения граждан. В статье 12 федерального закона № 59-ФЗ сказано, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней. Но в административных регламентах, действующих в Архангельской области нет различия между заявителями – гражданами (физическими лицами) и юридическими лицами и для всех устанавливаются одни и те же сроки исполнения государственных и муниципальных услуг. В проверенных нами регламентах эти сроки варьируются от 14 до 500 дней!
До половины проверенных административных регламентов, особенно муниципального уровня вообще не содержат максимального срока предоставления государственной или муниципальной услуги, а устанавливают только сроки реализации административных процедур в стандарте предоставления государственной или муниципальной услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации 16 мая 2011 года № 373[3], утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг. Пунктом 6 Постановления № 373 Правительство Российской Федерации рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться утверждёнными Правилами, а пунктом 3 данных Правил Правительство Российской Федерации требует при разработке регламентов не только устранять избыточные административные процедуры, но, главное, сокращать сроки предоставления государственной услуги, в том числе специально устанавливать сокращённые сроки предоставления государственной услуги.
Проблему несовершенства предоставления государственных и муниципальных услуг в вопросах земельных отношений можно увидеть, проанализировав часть административных регламентов в этой сфере. Административные регламенты муниципалитетов не только не совпадают друг с другом и с областными регламентами по наименованиям, но число и порядок административных процедур в этих регламентах отличаются друг от друга. Различия в сроках предоставления этих услуг вообще не укладываются в какую – либо логику.
Например:
— административные регламенты предоставления государственных услуг по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, для целей, не связанных со строительством и по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», для строительства, утверждённые Постановлениями Правительства Архангельской области от 27.04.2012 года № 9-п[4] и 29.06.2012 года № 10-п[5], установили максимальный срок предоставления земельного участка в собственность или в аренду — до 110 дней со дня поступления заявки заявителя;
— административные регламенты предоставления муниципальных услуг по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством и предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим право на бесплатное приобретение, утверждённые Постановлениями Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 12.03. 2014 года № 127-па[6] и от 17.09.2013 года № 346-па[7] установили срок предоставления услуги от 14 дней в случае предоставления земельного участка гражданам для садоводства и огородничества до 19 дней в случае предоставления земельного участка для бесплатного приобретения и до 22 двух дней для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства с момента регистрации запроса заявителя;
— административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции органа местного самоуправления муниципального образования «Котлас», для строительства, утверждённый Постановлением Администрации муниципального образования «Котлас» 01.03.2012 года № 787[8] установил общий срок предоставления муниципальной услуги — 30 дней с момента регистрации запроса о предоставлении муниципальной услуги.
Такая разница в сроках и в типах государственных и муниципальных услуг не объяснима ничем и предпринимателям, действующим на всей территории области, ориентироваться в такой какофонии административных процедур крайне сложно.
В городе Северодвинске регламент предоставления земельных участков под строительство отсутствует. Предприниматели, собиравшиеся строить жильё в Северодвинске, тоже отмечают, что процесс отвода земли под гражданское строительство в этом городе ничем не регламентирован и полностью отдан на откуп чиновникам.
Проведя данный анализ, можно сделать следующие выводы.
Первое.
Не смотря на кажущуюся упорядоченность процедур создания, утверждения и реализации административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Архангельской области, каждый орган государственной власти и каждый орган местного самоуправления сам определяет какие услуги, в каком порядке и в какие сроки он предоставляет.
Второе.
Все существующие административные регламенты по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Архангельской области направлены не на удобство, быстроту и качество получения государственных и муниципальных услуг заявителями, а на удобство и в ряде случаев отсутствие персональной ответственности служащих, которым поручено эти услуги предоставлять.
Третье.
В Архангельской области отсутствует система анализа и контроля за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Что можно было бы предложить системе государственной исполнительной власти.
Сама себя исполнительная власть, как правило, исправляет трудно и только серьёзными системными усилиями. Легче исправить ситуацию на нижестоящем уровне. Поэтому, предлагается внести в Положение о соответствующем министерстве Правительства Архангельской области, которое уполномочено на решение задач в сфере местного самоуправления, статьи и пункты, обеспечивающие постоянную работу министерства по мониторингу административных регламентов муниципальных услуг в муниципальных образованиях Архангельской области, анализу данных этого мониторинга, разработку предложений по унификации наименований, административных процедур, сроков исполнения муниципальных услуг и внесение этих предложений на утверждение Правительства Архангельской области.
В целях обеспечения работы по совершенствованию административных регламентов государственных и муниципальных услуг в Архангельской области целесообразно создать рабочую группу по подготовке поправок в Областной закон от 02 июля 2012 года № 508-32-ОЗ «О государственных и муниципальных услугах в Архангельской области и дополнительных мерах по защите прав человека и гражданина при их предоставлении»[9], включить в эту рабочую группу представителей сторон, заинтересованных в устранении «административных барьеров», в том числе экспертов по данной теме.
Считать основными целями разработки поправок в областной закон № 508-32-ОЗ унификацию наименований административных регламентов, унификацию административных процедур, сроков исполнения государственных и муниципальных услуг, сокращение максимальных сроков предоставления государственной или муниципальной услуги, установление конкретных видов персональной ответственности исполнителей за сроки и качество предоставления государственных муниципальных услуг.
[1] Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Российская газета. – 2010. — № 168.
[2] О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Российская газета — 2006. — № 95.
[3] О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг. Постановление Правительства Российской Федерации 16 мая 2011 г. № 373 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. — № 22.
[4] Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, для целей, не связанных со строительством. Постановление Правительства Архангельской области от 27 апреля 2012 г. № 9-п.
[5] Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», для строительства. Постановление Правительства Архангельской области от 29 июня 2012 г. № 10-п // Волна. – 2012. — № 35.
[6] Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством». Постановление Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 12.03.2014 № 127-па // Вполне официально. – 2014. — № 31-32.
[7] Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим право на бесплатное приобретение». Постановление Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 17.09.2013 № 346-па // Вполне официально. – 2014. — № 56-57.
[8] Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции органа местного самоуправления МО «Котлас», для строительства. Постановление Администрации муниципального образования «Котлас» от 01.03.2012 № 787 // Двинская правда. – 2012. — №37.
[9] О государственных и муниципальных услугах в Архангельской области и дополнительных мерах по защите прав человека и гражданина при их предоставлении». Областной закон от 02 июля 2012 г. № 508-32-ОЗ // Волна. – 2012. — № 27.
Научное издание «Вестник Северного (Арктического) федерального университета» включено Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Журнал издается в двух сериях: «Гуманитарные и социальные науки», «Естественные науки». Серия «Гуманитарные и социальные науки» содержит публикации по основным направлениям научно-исследовательской работы в области истории, философии, социологии, филологии, права, управления, политологии, экономики, педагогики, психологии, культурологии, искусствоведения; серия «Естественные науки» — биологии, экологии, географии, физики, математики, информатики, химии и науке о Земле.