Усилена административная ответственность за воспрепятствование деятельности бизнес-омбудсмена


Вступают в силу изменения в областной закон «Об административных правонарушениях», ужесточающие ответственность за воспрепятствование законной деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей. Вмешательство в деятельность омбудсмена, неисполнение его законных требований, а также несоблюдение установленных сроков предоставления информации (или предоставление ложной информации) влечёт наложение существенного административного штрафа.

Согласно новым изменениям, вмешательство в деятельность уполномоченного может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей. Неисполнение его законных требований или несоблюдение установленных сроков представления информации (документов, материалов, ответов на обращения), а также представление заведомо неполной или ложной информации бизнес-омбудсмену влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей.

Кроме принятых изменений, региональные законодатели совместно с бизнес-омбудсменом Николаем Евменовым выступили и с законодательной инициативой в Государственную Думу ФС РФ по внесению аналогичных изменений в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и даже пошли дальше, предложив ввести на федеральном уровне такую санкцию, как «дисквалификация». Данный вид наказания заключается в лишении физического лица права замещать государственные и муниципальные должности, а также входить в совет директоров или наблюдательный совет, занимать иные управленческие должности в организациях.

«На сегодняшний день отмечается явный пробел в федеральном законодательстве, который, на наш взгляд, необходимо устранить, закрепив в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, а также за несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления информации, – говорит председатель комитета по законодательству Станислав Вторый. – Отсутствие регуляторных правовых механизмов на федеральном уровне значительно затрудняет работу института уполномоченного по защите прав предпринимателей. Важность данного законодательного предложения подтверждается и тем, что этот вопрос нашел свое отражение в докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации Бориса Юрьевича Титова, представленном Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину в 2015 году».

Стоит отметить, что общие права, обязанности, компетенция, правовое положение и основные задачи, а также срок предоставления должностными лицами информации уполномоченному в субъекте РФ регламентируются именно Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». В частности, статьей 10 данного Федерального закона установлено, что руководители и иные должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны предоставить уполномоченному в субъекте РФ запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения. Однако административной ответственности за нарушение этих положений федеральным законодательством до сих пор не установлено.

«Вместе с тем практика более чем двух лет работы показывает, что ответы на запросы о предоставлении информации в рамках рассмотрения обращений поступают в установленный срок далеко не всегда, в связи с чем, процесс решения вопросов неоправданно затягивается и осложняется. Об аналогичной ситуации говорят и наши коллеги из других субъектов Российской Федерации», – делится опытом Уполномоченный при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Николай Евменов.

В настоящее время административная ответственность, связанная с институтом бизнес-уполномоченного, предусматривается в основном в законах субъектов РФ, но это не является гарантированной правовой «формулой» с точки зрения КоАП РФ и сложившейся судебной практики. Кроме того, законом субъекта Российской Федерации в силу положений федерального законодательства в качестве мер административного наказания могут быть предусмотрены лишь предупреждение и административный штраф. Вместе с тем за подобные правонарушения просто необходимо ввести такой вид наказания, как «дисквалификация». Именно на этом и настаивают парламентарии Архангельской области совместно с региональным бизнес-омбудсменом.

Для справки:
Изменения в законодательство Российской Федерации уже получили свою поддержку у уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, а именно: в Алтайском, Забайкальском, Краснодарском, Пермском, Приморском, Хабаровском краях; Волгоградской, Иркутской, Кемеровской, Курской, Липецкой, Новосибирской, Орловской, Самарской, Сахалинской, Тамбовской, Ульяновской, Ярославской областях; Еврейской автономной области; Республиках Адыгея, Дагестан, Коми, Тыва, Чеченской и Кабардино-Балкарской Республиках, а также в Ненецком автономном округе.

55869454

11 ноября 2015