В Архангельске состоится заседание Экспертного совета по вопросам ведения бизнеса на Севере


Предприниматели Архангельской области уже много лет заявляют о негативном влиянии существующего механизма северных государственных гарантий на выживаемость и конкурентоспособность бизнеса.

Но обсудить проблему на площадке федерального уровня для них стало возможным только сейчас. 16-17 апреля в Архангельске состоится заседание президиума Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока и территорий, входящих в Арктическую зону.

По мнению предпринимательского сообщества Архангельской области, проблема обеспечения бизнесом северных государственных гарантий особенно обострилась в конце прошлого года. 7 декабря вышло постановление Конституционного суда РФ, в соответствии с которым районные и северный коэффициенты начисляются на МРОТ, а не входят в него, то есть в районах Крайнего Севера минимальный размер оплаты труда нужно умножать на 2,2, в приравненных к ним – на 1,7. Следующим «ударом» для бизнеса стало увеличение самого МРОТа до 11 163 рублей (к 1 мая 2018 года).

Для реализации федерального решения региональному бюджету потребуется 1 млрд 359 млн 900 тысяч рублей. Средства будут выделены из федеральной и областной казны, но не в полной мере, а только для госслужащих. Предпринимателям же придется выкручиваться самостоятельно.

«Вопрос обеспечения бизнесом северных льгот и компенсаций на моей памяти был актуальным всегда: в конце 1990-х, начале 2000-х…

kazarinov_ve.jpgПредприниматели считали, что это несправедливо, что это существенно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции, но тогда это была не самая важная проблема, – считает председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Архангельского областного Собрания депутатов, владелец торгового дома «Коллаж» Виктор КАЗАРИНОВ. – В нынешней ситуации экономической нестабильности вопрос северных льгот может повлиять не то что на сохранение бизнеса, а на его выживание. Могу привести свой пример. До конца 2016-го мы жили еще более-менее неплохо, в 2017-м начались провалы, а сейчас не бывает месяца, в котором мы бы не отработали на 20-25% хуже по выручке, чем в прошлом году. Бизнес на Севере и без северных льгот изначально находится в ущербном положении: дорогие электричество и газ, высокие расходы на энергообеспечение и т. д. Если сегодня не предпринять конкретные меры, поезд уйдет. Тогда период 2014 года, когда закрылось много предприятий, покажется просто цветочком по сравнению с тем, что мы получим сейчас».

Мнение депутата разделяет и начальник управления экономики администрации Северодвинска Юлия ЧЕЦКАЯ. По ее словам, за последние четыре года в городе корабелов прекратили деятельность 10% субъектов предпринимательства, что, в первую очередь, сказалось на местном бюджете, который продолжает терять налоговые поступления.

Sidorovsky.jpgСвою позицию на примере «Звездочки» высказал президент Архангельской торгово-промышленной палаты Василий СИДОРОВСКИЙ.

«На «Звездочке» работает более 10 тысяч человек только в Северодвинске, не считая филиалов. Вы можете себе представить, какая нагрузка ляжет на предприятие с 1 мая? В бюджете тоже нет денег на повышение МРОТа. Москва пообещала только 550 млн рублей, остальное (к 1 мая – 663 млн рублей. – Прим. ред.) придется искать самим. Вдруг оказалось, что предприниматели и власть в одной лодке. Может быть, это и хорошо, потому что мы теперь все вместе об этом задумались. Не надо отменять «северные», но надо их переформатировать», – уверен Василий Сидоровский.

Сегодня региональное бизнес-сообщество занимает довольно категоричную позицию: северные льготы являются государственными, а значит, и финансироваться они должны из федерального бюджета. Вместе с тем предприниматели понимают, что полностью переложить бремя социальной ответственности на государство не получится, но есть шанс «поделиться» нагрузкой, если предложить адекватный реалиям механизм компенсации затрат на обеспечение северных гарантий.

Предприниматели и представители власти сходятся во мнении, что на заседании президиума Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения развития северных территорий регион должен лоббировать одно наиболее взвешенное предложение о том, как можно снизить нагрузку на бизнес.

«Форум «Арктика – территория диалога» 2017 года заявлял основную тему: «Человек в Арктике», – подчеркивает представитель губернатора Архангельской области по развитию Арк­тики Лев ЛЕВИТ. – Рассматривалось много аспектов: экологическое благополучие, сфера культуры, инфраструктурное развитие. Но все это имеет смысл лишь при одном условии – если в Арктике сохранится живая динамичная среда, движущей силой которой являются предприниматели. У нас уже есть ряд наработок по обсуждаемой проблеме. Мы по нескольку сотен страниц разъяснений, предложений в год посылаем в федеральные органы исполнительной власти, они в необходимой мере учитываются, но еще есть пространство для совершенствования. Через Экспертный совет мы бы хотели донести голос человека, который живет и зарабатывает деньги в Арктике, делает ее обжитой, до федерального центра – в надежде, что будут приняты меры, аналогичные мерам на Дальнем Востоке, или еще лучше».

Наибольшую поддержку предпринимателей получает предложение приравнять субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территориях Арктической зоны РФ, к резидентам территорий опережающего развития при установлении особого режима налогообложения, то есть понизить тарифы страховых взносов, взимаемых с заработной платы во внебюджетные фонды, с 30% до 7,6%.

«29 марта в администрации Архангельска прошло расширенное заседание комитета областного Собрания по экономической политике и предпринимательству, – добавляет Виктор Казаринов. – Мы решили совместными усилиями добиваться снижения размера страховых взносов из фонда оплаты труда по типу территорий опережающего развития. На Севере в силу высокой энергоемкости производства и дороговизны энергии наибольший потенциал имеют те сферы бизнеса, где в основном задействован человеческий труд. Пониженная ставка страховых взносов даст возможность предпринимателям платить более высокие зарплаты за квалифицированную работу. Соответственно, существенный результат получат и бюджеты за счет НДФЛ».

Прямая речь

orlov_ia-5.jpgИгорь ОРЛОВ, губернатор Архангельской области:

– Арктика требует особого отношения и в экономике, и в экологии, и в социальной сфере, а также выстраивания определенных отношений человека с государством. Несмотря на высокую степень развития малого и среднего бизнеса в Архангельской области, его участие в деятельности в Арктике и вклад в экономику, мы видим финансовую уязвимость субъектов предпринимательства в условиях работы на общих основаниях. В связи с этим законодательство в отношении Арктики необходимо дополнить рядом комплексных решений налогового, тарифного, трудового и социального характера.

epifanova_on_2017.jpgОльга ЕПИФАНОВА, заместитель председателя Госдумы РФ, руководитель Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока, а также территорий, входящих в Арктическую зону РФ:

– Сегодня в России действует более пятисот нормативных актов, которые касаются развития северных территорий. Значительная часть этих документов уже морально устарела и не отражает сегодняшние социально-экономические и политические реалии. Но времена меняются – должны измениться и подходы к бизнесу на Севере. Требуется концептуально новый подход к эффективной государственной поддержке предпринимателей, чья деятельность связана со сложными условиями Севера и Арктики. Экспертный совет – это та самая площадка, в рамках которой возможно организовать такой диалог. «Мозговой штурм» с участием политиков, бизнесменов, экспертов крайне необходим сегодня. Одним из ключевых вопросов является будущее порядка компенсаций «северных». Речь идет не об отмене повышенных коэффициентов для северян, а о поиске механизма возмещения увеличенных расходов для бизнеса. Наши предприниматели вынуждены нести большие расходы на уплату «северных», чем их партнеры из других регионов. Это несправедливо – нужно выработать такой механизм компенсации, чтобы не пострадал ни предприниматель, ни работник. Убеждена: мы найдем оптимальные варианты.

levit_lv.jpgЛев ЛЕВИТ, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики:

– Традиционными преимуществами Архангельской области являются высокая активность малых предприятий, сильная конкурентная среда и высокая прозрачность бизнеса. Рынком востребованы сложившиеся и новые арктические компетенции предприятий малого и среднего бизнеса в производственной и научной сфере, которые работают в интересах всей страны. В целях поддержки малого и среднего бизнеса областным правительством уже реализуется ряд мер: поручительство региональной гарантийной организации, предоставление микрозаймов, субсидий, имущественной, информационной и консультационной поддержки.

Однако задачи сохранения обширного пула компаний, в том числе в транспортно-логистической отрасли, а также подрядчиков нефтегазовых проектов в Арктике, и дальнейшего развития нарождающихся отраслей требуют особых подходов и мер поддержки. Это, в первую очередь, предложенные губернатором механизмы снижения дополнительной нагрузки на малый и средний бизнес на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, представленные президенту в 2016 году и поддержанные Советом Федерации в июне 2017 года.

Выработка конкретных компенсационных мер пройдет в рамках рабочей группы «Социально-экономическое развитие» Госкомиссии по вопросам развития Арктики. Так, большой эффект для работодателей – представителей МСП может иметь замена компенсации оплаты проезда к месту отдыха работников и членов их семей на соответствующий налоговый вычет. Повышенные затраты на транспорт и энергообеспечение могут быть уравновешены путем применения повышающего коэффициента в размере 1,3 при распределении средств федеральных гос­программ, а также применения специального порядка ценообразования на электроэнергию, как на Дальнем Востоке.

Существенное позитивное влияние на развитие бизнеса может оказать создание и улучшение дорожной инфраструктуры. Так, в прошлом году в рамках федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» было распределено 30 млрд рублей на развитие транспортной инфраструктуры городских агломераций. Необходимо установить особые критерии отбора для северных территорий, чтобы объекты Архангельской агломерации (города Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и часть Приморского района) смогли претендовать на получение финансирования на развитие дорог.

kulyavcev_is_sreech.jpgИван КУЛЯВЦЕВ, уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей:

– На расширенном заседании комитета областного Собрания по экономической политике и предпринимательству мы пришли к двум возможным вариантам совершенствования федерального законодательства для облегчения нагрузки на бизнес, связанной с реализацией северных госгарантий.

Первый вариант – приравнять территории Крайнего Севера к территориям опережающего развития и территориям Крыма и Владивостока, где действуют пониженные ставки на отчисления в фонды с заработной платы – 7,6% вместо 30%.

Второе предложение заключается в том, чтобы не брать с северных надбавок, не входящих теперь в тело зарплаты по решению Конституционного суда от 7 декабря 2017 года, отчисления в фонды (Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд России).

В обоих случаях в законодательство не нужно вносить масштабных изменений. Это достаточно простая процедура, не требующая больших законодательных новелл.

Механизм государственных северных гарантий сегодня не работает, не выполняет свою социальную функцию. Нужно искать новый, что зай­мет несколько лет. Поэтому я предлагаю сейчас дистанцироваться от этой работы и постараться найти решение, которое возможно реализовать в коротком промежутке времени. Нам необходимо понять, как снизить нагрузку на бизнес.

antufyev_sk_2017.jpgСергей АНТУФЬЕВ, председатель Архангельского регионального отделения Общероссийской общественной организации «ОПОРА России»: 

– Всем северным территориям нужно выбрать одну позицию. Я думаю, что статуса ТОРов нам не дадут, а вот не брать с надбавок отчисления во внебюджетные фонды – это более взвешенная позиция. Сейчас подняли МРОТ в расчете на увеличение налоговых поступлений, но этих денег правительство еще в руках не держало. Второй вариант – с отчислениями во внебюджетные фонды – федеральному центру обойдется дешевле, чем вариант с ТОРами, поэтому на федеральном уровне скорее примут такое решение.

В целом же, сегодня федеральное правительство всеми путями старается «замухоморить» рассмотрение наших инициатив. Москва боится потерять налоги. Мне понравилось предложение председателя Торгово-промышленной палаты: отменить вообще все эти северные надбавки. Если сейчас нам не пойдут навстречу, бизнес-сообществу нужно идти по этому пути. Чиновники и бизнес изначально в неравных условиях. Им все компенсируют из бюджета, а я за 25 лет предпринимательской деятельности ни разу не сидел на оплачиваемом больничном, не съездил в оплачиваемый отпуск. На нас северные гарантии вообще не распространяются.

Я думаю, что мы всеми крупными федеральными бизнес-структурами – «ОПОРА России», Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата – будем выходить с предложением об отмене «северных». Правительство понимает только «силу».

kuvakin_alexey_2016.jpgАлексей КУВАКИН, сопредседатель Совета по малому и среднему предпринимательству при главе Северодвинска:

– В прошлом году Конституционный суд подтвердил, что северные льготы должны начисляться поверх минимального размера оплаты труда. К 1 мая этого года МРОТ сравняется с прожиточным минимумом. Получается, что, например, в Северодвинске заработная плата должна быть не ниже 28 тысяч рублей. Сумма немалая.

На протяжении десяти лет малое предпринимательство на Севере пыталось обратить внимание властей на то, что бизнес несет непосильную нагрузку, что товары, производимые у нас, становятся неконкурентоспособными, что мы губим производство. Федеральный центр пропускал наши увещевания мимо ушей. Но теперь, когда это коснулось всех, в том числе госслужащих и работников государственных предприятий, все осознали, что нужно что-то делать.

В нынешней не очень благоприятной экономической ситуации предприниматели хотят только одного: если государство продекларировало северные гарантии, мы готовы их обеспечивать, но хотим, чтобы нам их компенсировали. Если государственная машина принимает такие решения, ей и нужно думать, где брать деньги.
Это задача-максимум, и мы уже подходили к ее решению, проработка данного вопроса даже вошла в поручения президента. Но, к сожалению, общественные предпринимательские сообщества не смогли выработать единую позицию.

Сейчас мы склоняемся к одному варианту, причем в России он уже работает. Мы хотим приравнять арктические муниципалитеты к территориям опережающего развития, на которых действует льготная система налогообложения на фонд оплаты труда. На сегодняшний день это компромисс. Это не все, что нам требуется, не факт, что это спасет всех, но какой-то части субъектов предпринимательства такой шаг поможет.

gnidenko_vitaly.jpgВиталий ГНИДЕНКО, заместитель министра экономического развития Архангельской области:

– Нам необходимо обеспечить компенсацию затрат предпринимателей, гарантировав при этом сохранение преференций работников. Повышение МРОТ может вынудить работодателей начать сокращение сотрудников, пойти на подмену трудных отношений гражданско-правовыми. Результатом этих действий станет сокращение налогов по НДФЛ и накоплений во внебюджетные фонды.

Сегодня перед нами стоит задача донести до представителей всех уровней власти нашу позицию, объяснить, что если мы не сбалансируем компенсационные меры, можем потерять гораздо больше. Я поддерживаю предложение приравнять северные территории к ТОРам.

shaposhnikov_d.jpgДаниил ШАПОШНИКОВ, заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам:

– Муниципалитеты имеют ограниченный перечень мер поддержки бизнеса. Однако Архангельск здесь достиг определенного успеха: общий объем поддержки бизнеса сейчас составляет более 600 миллионов рублей в год.
Это стало возможным благодаря льготным ставкам арендной платы, предоставлению преимущественного права выкупа арендуемого муниципального имущества, 15-процентным квотам на закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), а также льготным коэффициентам по единому налогу на вмененный доход.

По сравнению с южными регионами Архангельская область немного проигрывает в поддержке бизнеса. Но эту ситуацию необходимо выравнивать – совместно с бизнес-сообществом мы предлагаем снизить тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды для субъектов МСП, которые осуществляют свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Я считаю, что такое решение создаст условия для развития предпринимательской среды в Арктической зоне.

Именно такие предложения для выстраивания эффективной системы поддержки предпринимательства мы будем обсуждать на заседании Экспертного совета.

zaykov_konstantin.jpgКонстантин ЗАЙКОВ, директор Арктического центра стратегических исследований САФУ:

– Хорошо, что это заседание пройдет в стенах нашего университета, что именно в САФУ будут приниматься важные для всей Арктики политические и социальные решения. Повестка очень актуальная: среди прочего мы будем обсуждать способы, как удержать отток населения из региона и привлечь молодежь в Арктический регион.
Проблема известна давно – еще с 90-х годов XX века. Кстати, люди уезжают и из северных регионов с высокой инвестиционной привлекательностью, например, из ЯНАО и Мурманской области. Архангельской области в каком-то смысле повезло – у нас есть хороший университет, здесь можно остаться, учиться и работать.

Нам необходимо разработать меры стимулирования и поддержания трудовых ресурсов. Я жду конструктивных предложений по поддержке молодежной и студенческой среды. Это, кстати, может стать хорошим толчком для развития САФУ.

Мероприятие это статусное и представительное. Надеюсь, что конструктивные предложения по актуальным для области вопросам найдут отклик в работе Государственной Думы и администрации Президента РФ.


15 апреля 2018