Позиция бизнес-уполномоченного: продление ЕНВД до 2024 года

Институт экономики роста им. Столыпина, наблюдательный совет которого возглавляет Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, опубликовал исследование под названием «Быть или не быть ЕНВД: стоит ли овчинка выделки?».

С 1 января 2021 года под отмену ЕНВД подпадают микро и малые предприятия и индивидуальные предприниматели, реализующие социально значимые товары и услуги. Это небольшие розничные магазины, ветеринарные клиники, кафе и рестораны, гостиницы, мастерские бытовых услуг и прочее. После отмены ЕНВД и перехода предприятий на другие режимы налогообложения Правительство РФ рассчитывает получить в бюджет дополнительно несколько десятков миллиардов рублей. Однако эффект может оказаться противоположным.

Первый вице-премьер Антон Силуанов отказался обсуждать перспективы продления режима единого налога на вмененный доход (ЕНВД) после 2021 года. Аргументами выступают наличие цифровой инфраструктуры онлайн-касс, которая позволяет повсеместно высчитывать налоги с оборота, а также недостаточный (с точки зрения правительства) уровень налогообложения тех предприятий, которые сегодня используют ЕНВД.

С точки зрения правительства, ЕНВД используется бизнесом исключительно для целенаправленного ухода от налогообложения, и достаточно его отменить, как доходы бюджета вырастут. Но удастся ли достичь эту цель так просто? – задаются вопросом эксперты Института экономики роста.

По данным Росстата, в 2018 году рентабельность активов предприятий, деятельность которых совпадает с разрешенными для применения ЕНВД видами деятельности, была крайне низкой, а в ряде случаев – отрицательной.

«Последствия отказа от ЕНВД можно очень успешно изучать на примере Москвы, где этот налог был отменен еще в 2012 году, говорит Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. В результате такого перехода бюджет действительно получил дополнительные средства в объеме 2,5 млрд. рублей (0,18% от всех налоговых поступлений и  5,9% от всех уплаченных налогов предприятиями на спец. режимах; без учета инфляции), однако, число предприятий при этом сократилось на 2 064.

С 2015 года в Москве, в дополнение к отказу от ЕНВД, ввели также и торговый сбор, который увеличил поступления еще на 2 млрд. рублей. Определенный финансовый эффект (пусть и не слишком значительный) действительно создался. Но необходимо учитывать, что экономическое положение Москвы существенно лучше, чем других субъектов РФ.

По нашим оценкам, Правительство РФ рассчитывает, что максимально возможный прирост налоговых отчислений в результате отмены ЕНВД составит 51 млрд. рублей (прирост в 3,2% от всех налогов, уплаченных предприятиями). Но подобный прирост возможен лишь в регионах, где рентабельность предприятий, доходы населения и производительность труда находятся на среднеевропейском уровне, а таких регионов в России, кроме Москвы нет.

Если учесть текущие показатели рентабельности предприятий по видам деятельности, которые применяются при ЕНВД, то налоговые отчисления в бюджет, вероятнее всего, сократятся на 3,9%. Кроме того, сократится также число МСП на 17% и число занятых в микро и малых предприятиях (-1,7 млн. чел)».

Для снижения таких рисков лучшая рекомендация сейчас – сохранение ЕНВД, как минимум до 2024 года, резюмирует бизнес-омбудсмен.

В свою очередь, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Архангельской области Ольга Горелова поддерживает позицию федерального коллеги и в августе текущего года направила предложения депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации поддержать малый бизнес и выступить с инициативой о продлении режима ЕНВД.

18 сентября 2019