К малому бизнесу зашли с другой стороны


На фоне сокращения числа плановых проверок (из-за действия моратория на их проведение) растет количество других видов инспекций предпринимателей. Это следует из опроса, подготовленного по заказу бизнес-омбудсмена при президенте РФ Бориса Титова. В опросе приняли участие 2,2 тыс. предпринимателей из 60 регионов РФ, 86% респондентов представляли малый бизнес. Полученные результаты войдут в ежегодный доклад президенту, который господин Титов готовит ко Дню предпринимательства (26 мая).

Доля руководителей, заявивших о плановых проверках их бизнеса, в 2016 году по сравнению с 2015-м заметно сократилась — до 51,7% с 72,9%. Однако число других видов проверок увеличилось (см. диаграмму). Фактически произошло замещение плановых проверок внеплановыми (доля столкнувшихся с ними выросла с 21,9% до 30,8%), прокурорскими (с 16,9% до 21,8%), рейдовыми (с 7,9% до 13,3%), а также проверками по заявлениям граждан (рост с 15% до 19,5%) и административными расследованиями (10,8% до 15,5%).

Как сообщили «Ъ» в аппарате бизнес-омбудсмена, эта тенденция прослеживается уже второй год. В связи с введением Единого реестра проверок и поручениями президента прокуратуре снизить число внеплановых проверок надзорные органы все чаще подменяют их административными расследованиями или используют виды проверок, выведенные из-под действия 294-ФЗ,— что позволяет не согласовывать такие действия с прокуратурой. «Тенденция неприятная для бизнеса, мы анализируем ситуацию»,— говорят в аппарате бизнес-омбудсмена.

37% опрошенных заявили об отсутствии проверок в 2016 году, 40% компаний пережили от одной до трех проверок, 13% — от четырех до шести, 8,7% столкнулись с семью и более проверками. Чаще других ревизии проводили сотрудники ФНС (об этом сообщили 50% респондентов), Роспотребнадзора (37%) и МВД (23%).

Половина предпринимателей заявили, что за последний год административные наказания в той или иной степени ужесточились. Объем общей административной нагрузки 39% опрошенных оценили в 20% и более от выручки своего предприятия, четверть — в диапазоне от 10% до 20%, 19% предпринимателей — от 5% до 10%, 11% — от 3% до 5% и 6% — менее чем в 3% от выручки.

Источник: Коммерсант.ru

2017d079-02-01

 


11 мая 2017